1904 год, Дюссельдорф

— Что же вы это, матушка, затеяли? Кому нужны эти мелодрамы? — Он смолк и стал рассматривать пятна сырости на потолке и обоях. Потом, укоризненно покачал головой, продолжал:
— В Дюссельдорфе выставка открывается международная — живописи, скульптуры, садоводства. Собираюсь.
Сыровато у вас. … Переезжайте. Довольно вам валяться. Поболели и ладно. Пора подыматься. Перемените комнату, займитесь предметами, кончайте курсы. 

Борис ПАСТЕРНАК, «ДОКТОР ЖИВАГО»

Это, между прочим, Комаровский мне Ларе говорит, ага — собирается к нам на выставку. Я сейчас распутываю одну «нить»! Все нити у меня, понятное дело, с Дюссельдорфом связаны, особенно если они ещё и в стиле «модерн»!  Итак, персонаж Пастернака требует от меня:

Довольно вам валяться. Поболели и ладно.
Пора подыматься.

Да, я всё болею, валяюсь. Понимаю, что пора бы уже подыматься и заняться предметами делами.

Перемените комнату, займитесь предметами, кончайте курсы. 

Я вчера переменила комнату, вышла таки из спальни, даже большую уборку совершила, погладила, разобралась в шкафах, очень многими «предметами» в шкафах же и позанималась: литературой, историей, изобразительным искусством. В итоге, вместо того, чтобы кончать курсы и переменить комнату, я, не выходя из спальни, мучаюсь дурью читаю, ищу (и нахожу!) и исследую. Но надо бы и «курсы» окончить…

Есть у меня один художник знакомый.

И у меня есть художник, незнакомый только! Я увидела на фото его работу и влюбилась…

Дама в стиле Климта украшала до 40-х годов главный «кафедральный» зал в универсальном магазине Тица. Я разглядела несколько букв на фотографии, искала в интернете и в библиотеке, кто же он, этот «Jos.Ad.Lang»?!? Подозревала, что он должен быть связан с Веной и архитектором Ольбрихом… Безрезультатно ((( Оставила поиски.

Но модерн и мысли о красоте и содержании этих лет не оставили меня. Гуляла в мае по Дюссельдорфу, нашла одно кафе, практически неизвестное, ибо «внедрённое» в театр марионеток, а, соответственно, доступное только любителям и посетителям этого театрика. Так вот, оформление этого местечка связано с выставкой 1904 года («В Дюссельдорфе выставка открывается международная — живописи, скульптуры, садоводства. Собираюсь»). 

Узнаю (заодно уж))), следуя ниточке «Пастернак-1904-Дюссельдорф», что отец будущего лауреата Нобелевской премии писателя Бориса Пастернака, Леонид Осипович Пастернак — талантливый художник, представитель русского модерна, самобытный график и живописец — в 1904 был комиссаром русского отдела Международной выставки в Дюссельдорфе (про Пастернака-отца и художества Бориса П.:))) Только не они ту «мою» даму изобразили…

А плакат к той выставке, где Пастернак-отец «комиссарствовал» — вот он. Красивый! Любуюсь, смотрю на даму (Флору) и думаю: «Она мне знакома!» То есть, я увидела в ней сходство с той дамой на мозаике в в универсальном магазине Тица… А на плакате внизу … тут у меня сердце йо ёкнуло … — подпись: автор плаката Joseph Adolph Lang — Йозеф Адольф Ланг. Он!!!

3051288_D_sseldorf_1904 (399x599, 115Kb)

А поискав по этому плакату далее, нашла факты о художнике: родился в Вене (1873-1936). С 1901 по 1911 жил в Дюссельдорфе, плакат известен, из коллекции Немецкого музея плаката в Эссене. Мне теперь срочно надо в Черновцы Эссенский музей, понимаете )))

А потом и вот такая статья нашлась (почти как про мои розыски!!!) про моего художника!

Установлено имя автора майоликового панно в Дюссельдорфе:)Черновцах

Автором майоликового панно, которое украшает помещение художественного музея в Черновцах, является австрийский живописец и график Йозеф Адольф Ланге. Подтверждением этого стали тщательные исследования Татьяны Щён:) советника земельного правительства Каринтии Удо Пушнига.

Эту историю называли историческим детективом Черновцов — вокруг имени автора панно велись дискуссии. Дело в том, что в нижнем правом краю панно латиницей обозначены фамилия с инициалом автора. Однако полностью фамилию прочитать не удается, ибо последняя буква в нем наполовину прикрыта планкой на края оконного проема. Читаются инициал «J.» и лишь часть фамилии — «Lan» с фрагментом следующей буквы.

— Удо Пушниг совершил тщательное исследование. Он детально изучил годы творчества и жизни Иоганна Ланга (Йозефа Ланге — автор), провел научные сравнительные анализы и энциклопедические исследования и пришел к выводу, что Ланг и является автором известного майоликового панно. — Рассказал molbuk.ua председатель Черновицкой общественного совета по вопросам культурного наследия Сергей ОСАДЧУК.

3051288_1318419132__dsc3416 (400x300, 33Kb)
(фото из статьи — публикация на сайте)

Кто такой Йозеф Адольф Ланге?

Австрийским живописец и график, работал в области монументального искусства. Он родился и умер в Вене (1873-1936). Окончил Венскую Академию художеств. Долгое время жил в Германии — в Дюссельдорфе и Мюнхене. Одна из его известных работ — плакат выставки «Дюссельдорф. Искусство и ландшафтный дизайн. 1904 »из коллекции Немецкого музея плаката в Эссене. 


Я всё-таки больная счастлива как дурочка: из-за каких-то плакатов и мозаик.

Об авторе Татьяна*Schön

автор журнал про Про*Дюссельдорф.
Запись опубликована в рубрике 1, Дюссельдорфский альбом, Приятно, ПроDÜссельдорф, Умно+Мысли+Книги с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: 1904 год, Дюссельдорф

  1. Татьяна говорит:

    Очень интересно, уважаемая Татьяна!
    Спасибо!

    Здесь — о композиции в Черновцах. Как все начиналось… Автор — Joseph Adolf Lang
    http://tdugaeva.webs.com/Lang_article_versii_01_2010.pdf

    • Татьяна*Schön говорит:

      Татьяна, и Вам спасибо! Я почитала материал по ссылке, интересно наблюдать, что так параллельно происходит «разгадывание». Как я билась над именем!! У меня же фамилия была полностью видна, а вот Вам пришлось ещё и последнюю букву разгадывать.
      «И.Лано» позабавило :-)

  2. Ирина говорит:

    Супер! Очень интересная работа у вас!

Добавить комментарий для Татьяна Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>