Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт. Жан Тэнгли.

«Долой часы, секунды и минуты… Будьте свободными, живите!… Дышите глубоко, живите в сейчас, живите на время и во времени. Да здравствует прекрасная и абсолютная действительность!» (с) Жан Тэнгли

Я вернулась из Нью-Йорка и пошла в музей в Дюссельдорфе — на выставку в музее Кунстпаласт… Тут надо кое-что важное (там для меня есть много личных аналогий) предварить.
Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт

Мы с Барбарой (доктором-искусствоведом) ходили смотреть очумительные инсталляции, созданные швейцарским скульптором Жаном Тэнгли.

Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт

Вот что про него сообщает вкратце Артгид (подробнее и очень толково — http://artguide.com/posts/955):

«Что надо знать: Жан Тэнгли (1925–1991) — швейцарский художник-кинетист, участник движения «Новый реализм», многолетний партнер и соавтор художницы Ники де Сен-Фалль (их самый известный совместный проект — фонтан Стравинского рядом с Центром Помпиду в Париже), автор многочисленных самодвижущихся и самораспадающихся механизмов, собранных из всевозможного промышленного утиля».

Интересный (и мне ранее неизвестный факт: он был не только соавтором и спутником, но и мужем «яркой» Ники де Сен-Фалль. Той самой Ники, автора фигур «Нана». В 1966 году Ники вместе с Жаном Тингуели создали для музея современного искусства в Стокгольме гигантскую скульптуру Хон ( по-шведски «она»), которая принесла колоссальный успех. Эта лежащая великанша 28 м. длиной, 9м. шириной, весом 6 тонн, включала в себя дискотеку, бар, библиотеку, планетарий, кино, вход в которые находился у неё (пардон!) между ног. Посетили её 100 000 человек и средства, затраченные на её изготовление, окупились за три дня. Через три месяца эту скульптуру уничтожили.

Она говорила: «Когда я впервые встретила Жана, я была 25 летней девчонкой с полными карманами рисунков. Я мечтала о строительстве безумного замка, часовни всех религий. Когда я рассказала, он не смеялся. Он принял мечту всерьёз. Я сказала, что мои мечты больше, чем мои возможности, а он ответил словами, которые изменили мою жизнь: „Мечта — это все. Технология — то, чему мы можем научиться“.

Ники де Сен-Фалль и Жан Тэнгли поженились в 1971 году. Одним из известных проектов, создание которого начато было в 1982 году — это Фонтан Стравинского, который расположили у центра Жоржа Помпиду. Замечательные в совокупности красочные скульптуры и движущиеся объекты из металла. Вместе со своим Жаном Ники работала над необычным парижским фонтаном, посвященным музыке Стравинского оперы и балеты которого и стали основной идеей, воплощенной в ярко раскрашенных движущихся скульптурах.

Ники, которую называли «самый веселый скульптор ХХ века», вот что рассказывала о создании Сада Таро (приблизительно в 110 километрах к северо-западу от Рима около города Капальбио): «Уже в самом начале работ стало очевидным, что мне предстоит опасное путешествие, чреватое различными трудностями и препятствиями. Моя болезнь (ревмотроидный артрит) ограничила меня в действиях, я с трудом передвигалась и работала руками. Но, не смотря на это, работа продолжалась. Ничто не могло остановить меня. Это было состояние одержимости. Я чувствовала, что создание этого Сада — моя судьба, с какими бы трудностями это ни было связано. Сад был создан в 1979 – 1996 годах на юге Тосканы… Сад Таро получился в действительности большим по площади, чем я ожидала. Отсутствие жестких требований позволило мне работать в атмосфере полной свободы». На территории Сада расположены 22 монументальные скульптуры, которые сделаны из цемента, покрыты мозаикой, кусочками зеркал, стекла и керамики.

Дочь французского графа и банкира, она вышла замуж за писателя Гарри Мэттью, была любимой моделью Life, Vogue и прочих глянцевых журналов и оставила семью, где у неё уже было двое детей, ради любви к искусству, швейцарскому гению Жаку Тенгли и возможности делать что хочешь. Притом сам поворот к искусству произошел в её жизни после нервного срыва. Ники была присуждена императорская премия, считаемая в Японии «Нобелевской премией искусств“. Последний крупный цикл работ был посвящен ей мужу Жан Тэнгли, который умер в 1991 году…

В 1959 году этот швейцарец, один из самых видных представителей «Нового реализма» и кинетического искусства XX века, обнародовал манифест «За статику», несколько десятков тысяч экземпляров которого он сбросил с самолета на Дюссельдорф!.. А там такие слова: «Долой часы, секунды и минуты… Будьте свободными, живите!… Дышите глубоко, живите в сейчас, живите на время и во времени. Да здравствует прекрасная и абсолютная действительность!»

Я была в первых залах так ошеломлена, что не запечатлела произведения «Мета-Кандинский» (приблизительно 1956, есть в собрании в Дюссельдорфе, Художественный музей). Их называют «ироничными перепевами абстрактной живописи в формах кинетического коллажа». Кинетические коллажи трудно снимать, особенно — если они абстрактные и ироничные. Но мне они — однозначно — понравились!
Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт

А вот одна из его «мечтающих машин»…
Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт

Белый листик крутится в этой машине…
Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт

Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт
Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт

А вот — чёрно белый кинетический коллаж.
Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт
Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт
Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт

А этот «балаганный» канделябр больше всего понравился.

И там у меня в зале «траура» или «театра теней» настигли мои личные «тени прошлого».
Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт

Но и прошлое — это прошлое, которое следует любить…
Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт

А дальше — грандиозный Балаган.
Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт

Всё шумит и двигается.
Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт

Со множеством неожиданностей.
Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт

На этот Курьёз можно подняться и оказаться «над этим всем и посреди него».

Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт

Ассоциации с Кирмесом в Дюссельдорфе.

Дюссельдорф, на выставке в музее Кунстпаласт
Очень метафоричное произведение.
Непростое искусство — тоже искусство. Даже если оно не всем понятно. Такова же «селяви»))

…У каждого свои инсталляции! И мы — среди них, того не зная…

Об авторе Татьяна*Schön

автор журнал про Про*Дюссельдорф.
Запись опубликована в рубрике Дюссельдорфский альбом, МUSE(й)UMно, ПроDÜссельдорф, Умно+Мысли+Книги с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>