Кому архитектурных терминов? Готика.

Иллюстрируем понятия «крестоцвет», «пинакль» и «крабб» сначала (это они и есть на рисунке найдите краббов). И разнообразие капителей колонн (это на фото внизу).

Надо бы ещё иллюстрации добавить, так как много замысловатых терминов иногда действуют на нервы отпугивают :-) Но ведь красиво же, даже если и непонятно для начала!

И слов из песни не выкинуть (с)


 

«История готической архитектуры — это история нервюры и аркбутана« писал столетие назад один француз, историк архитектуры Огюст Шуази.

Про нервы нер-вю-ры как-нибудь ещё поговорим :-) а для начала просто откроем словарь молодого архитектора на букву «А» и «пробежимся» по понятиям.

Из архитектурного толкового словаря :)
Аркбутан — в готической архитектуре — полуарка, расположенная снаружи здания и передающая вес внутренних сводов на специальные устои — контрфорсы.

Эти наклонные арки-аркбутаны создают оригинальную ажурную, но необычайно прочную конструкцию, напоминающую издали фантастический лес. По мере увеличения размеров готических соборов и количества разновысоких нефов аркбутаны превращаются в сложную связанную систему двух-трехпролетных арок, поставленных одна на другую в несколько ярусов и с промежуточными опорами. Наклонная плоскость аркбутанов использовалась ещё и в качестве водостока (сюда «усаживали» гаргулий).
В стиле поздней «пламенеющей готики» верхняя наклонная кромка имела два ската и обрабатывалась рядами завитков — краббов. Для большей надежности столбы-контрфорсы нагружали башенками — пинаклями; кажущиеся изысканными украшениями, они на самом деле своим весом придавливают контрфорсы к земле, а сами пинакли также украшали краббами.
Система аркбутанов и контрфорсов, окружавшая ажурным «лесом» готический собор со всех сторон, играла важную конструктивную роль — она помогала освободить стены от нагрузки и позволяла прорезать их огромными окнами с красочными витражами.

Всё это архитектурно-мудрёное для сказочной красоты витражей!.. В постройках готического стиля не только они восхищают, мне нравится превращение всей конструкции в композицию, и не зря такую архитектуру сравнивают с музыкой. Тяжелый и твёрдый камень превращается в легчайшее кружево резьбы (тогда «зрительный вес» камня не соответствует физическому). Формы архитектуры позднего средневековья выражали в итоге не прочность и устойчивость, а некую таинственную метаморфозу камня. А такое хочется рассматривать и стараться разгадывать.

Вот, например, когда я вижу ряды тонких пучков колонн с далеко уходящими вверх кронами-вершинами, кажется мне, что это… лес под небесами. И да, я читала знаю-понимаю, что на самом деле своды неимоверно тяжелы и давят огромным весом вниз, опираясь на те самые живенько оформленные подпорки — аркбутаны и контрфорсы, вынесенные за пределы интерьера и потому неинтересно-невидимые для спешащего куда-то туриста зрителя, находящегося внутри (и большинству, кто приезжает издалека «увидеть» Кёльнский собор, но и не глядит на него при этом почти).

А жаль-жаль!
Готические архитекторы — это мастера-строители, аппараторы* и «вольные каменщики» создавали для кого-то эту «ажурную паутину», а современные — и, всё-таки, довольно «вольные» — каменщики вольничают творят что хотят по-своему, интересно!

Не готика, живые Кёльнские цветочки. А мне они очень любы :-)

Об этом и будет следующий рассказ, для которого я вас почти полностью терминологически подготовила. Только вот про «кто такие аппараторы» ещё:

«*Аппаратор (галльск. appareilleur — «перевязчик» каменной кладки от appareil — «связка») — в искусстве французской Готики — первый помощник архитектора, главного строителя собора, исполняющий чертежи и модели для каменотёсов и резчиков. Атрибутами архитектора были наугольник и большого размера кронциркуль аппаратора. В дальнейшем изображения этих инструментов стали символами масонства (аппаратор по-латински: latomus, а на франкском наречии: maçons — каменщик). »
Смотрите далее в Словаре изобразительного искусства, 2004—2009

Об авторе Татьяна*Schön

автор журнал про Про*Дюссельдорф.
Запись опубликована в рубрике Умно+Мысли+Книги с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Кому архитектурных терминов? Готика.

  1. Алексей говорит:

    Спасибо, Татьяна!
    В Вашем небольшом, несомненно авторском, тексте много очень интересных мыслей по поводу природы Готики.
    С уважением,
    Алексей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>