Культурные выходные: музей, театр, чтение (энциклопедий :-)

В прошлое воскресенье грозила пальцем Хазанову и знаками велела ему уйти с балкона театра (что в городке Мюльхайм-на-Руре*) и сыграть нам, наконец, «Ужин с дураком», начало которого устроители задержали на час (!), а пока мы вынужденно гуляли (при хорошей погоде) по небольшому парку вокруг театра, так как в фойе было жарко и душно.

Он, мастер Хазанов, сначала спрятался (от моего пальца) с глаз моих, выглянул (забавно) пару раз из-за угла, потом нас позвали в зал таки. Спасла, можно сказать, спектакль, который пришли-приехали смотреть многие его бывшие соотечественники.

Играли хорошо, декорации, спектакль очень понравились. Интересно, что все мысли, которые у меня возникали по ходу спектакля (тезисно: «студент кулинарного техникума», Пьер Ришар и декорации), подтверждались потом при чтении театральных статей.

Перед театром в программе моего выходного дня был музей живописи. Музей искусств «Старая Почта» (Kunstmuseum in der Alten Post,  здесь находится великолепная коллекция экспрессионистов (немецкая школа начала 20 века), которую собрал житель Мюльхайма — нобелевский лауреат Карл Циглер, получивший премию по химии 1963 года за исследования в области полимеров) обладает отличной коллекцией живописи, в том числе и гравюрами Пабло Пикассо. В музее фотографировать нельзя, но гравюры там такие, что и в этом фильме.

Пикассо работал над большой серией гравюр, применяя разные техники, с 1930 по 1936 года. Серия-в-серии — »Минотавр», 4 гравюры «Слепой минотавр», портреты… Пикассо обещал заказчику, что, пока он будет работать над созданием серии гравюр, будет портретировать того каждый раз, когда он будет приходить к в его мастерскую. Смерть портретируемого сорвала этот план художника: он успел зафиксировать лицо дилера лишь трижды.

Итак, коллекция »Suite Vollard» (Сюита Воллара), хранящаяся в музее этого небольшого немецкого города на реке Рур (приток Рейна) — это 100 гравюр. 97 сюжетов и 3 портрета —  влиятельного парижского арт-дилера Амбруаза  Воллара, отчего и получила свое название. Жизнь и смерть, любовь и ненависть, сила и слабость. Мотивы гравюр: миф о Минотавре, человеке-быке, миф о Пигмалионе… Натурщицы, художники, скульптуры, коррида, амазонки и минотавры. К слову (и к примеру): в 2010 году на лондонских торгах Sotheby’s гравюра Пабло Пикассо «Минотавромахия» была продана за 2 миллиона долларов США. Она стала самой дорогой единичной гравюрой, когда-либо проданной на аукционе…

Очень тонкие линии. Из подписей почерпнула неведанные доселе понятия (на немецком) и появились вопросы: что такое офорт, »сухая игла» и акватинта?

Офорт — способ изготовления авторской печатной формы, которые соединяют методы ручного гравирования с химическим  о-травлением.
Способ »сухая игла» — манера офорта, состоявшая в гравировании изображения острыми стальными иглами различной толщины на металле.

Акватинта — вид гравюры, полученной травлением кислотой металлической пластины в промежутках между частицами прилипшей к ней асфальтовой или канифольной пыли!..

А ещё раньше я где-то (на русском) прочитала термин «гравирование крепкой водкой». Ага))

Пришлось дома взяться за изучение — я много и по разным поводам читаю — очень рада моей любимейшей старой энциклопедии. И опять не могу оторваться от статьи в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона и читаю её, как интереснейший роман!.

В России в 1889 году типограф Илья Ефрон при участии немецкого издательства F. A. Brockhaus, основанного Фридрихом Арнольдом Брокгаузом в 1805 году осуществил выпуск «Энциклопедического словаря», для которого был отлит особый шрифт. В написании «Энциклопедического словаря» принимали участие в качестве авторов видные представители науки того времени и он стал крупнейшим и наиболее популярным универсальным справочным изданием в дореволюционной России.

Читаю:

«Оно может быть выполнено посредством режущих, царапающих, гладящих инструментов»…

«Приправка»,  «гладилки», «шабер»…

Рецепт: берём «Чистого белого воска, мастики в зернах, галипота, асфальта, концентрированного раствора каучука и потом, держа над пламенем восковой свечи, покрывают копотью. … Тогда начинается отделение пузырьков газов, производящих как бы вскипание жидкости, которая мало-помалу синеет». Кое-что нужное «состоит из асфальта, янтаря, воска, мастики в зернах, очищенного скипидара, лавендуловой эссенции; раствора каучука. Высыхает скоро»… А потом «куском кожи или пальцем размазывают» кое-что, «распределяя и частью снимая ее кисеей»…

И далее — выдержки из текста:«обыкновенным твердым лаком с примесью свиного сала», «планиром», «посредством гранильника или качалки», «насыпают на нее сквозь частое сито мелкотолченой поваренной соли», «обмакивают в жидкость, состоящую из оливкового масла, терпентина и сажи», «можно употреблять серный цвет, смешанный с оливковым маслом; эту тестообразную массу накладывают», «раствор ляписа с некоторым количеством гумми», «весьма деликатный процесс», «лёгкие и нежные тона»

Я знаю теперь, что такое «светопись», «цинкотипия», «глифография», «графитить», «сталевать» и «гильоширование», «вытравляют крепкой водкой»


 

* А вот что уважаемый словарь рассказывал о городке, где Хазанов играл — с часовым опозданием — на прошлой неделе:

«Мюльгейм на Руре (Mulheim a. d. Ruhr) — г. в прусской рейнской пров., на р. Руре; 27903 жит., из них 8577 католиков; большой чугуноплавильный завод; кожевенные заводы; выделка машин, бумажных и шерстяных материй, табака, сигар, стекла, проволоки, мыла, веревок, пожарных труб; торговля каменным углем».

Об авторе Татьяна*Schön

автор журнал про Про*Дюссельдорф.
Запись опубликована в рубрике МUSE(й)UMно, Окрестности, Приятно, Программы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Культурные выходные: музей, театр, чтение (энциклопедий :-)

  1. Антон говорит:

    Уважение ли это к зрителям , играть с таким опозданием?

    • Татьяна*Schön говорит:

      Антон, да, неуважение.
      И да, я таких опозданий раньше в театрах не встречала.
      А в Москве многие спектакли задерживаются.
      Здесь нам с погодой повезло. Но напрягло в целом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>