Литофанические шедевры из музея керамики: фарфор + светотень в Дюссельдорфе

Вчера заманила отправила одну пару в музей — любоваться шедевральным филигранным фарфором и его игрой со светом — литофанией! Пластинки белые, а изображения — «закодированные», видные только, если смотреть сквозь них на свет. Это игра со светом и тенью — градация светлых и теневых мест получается от большей или меньшей толщины фарфоровой или бисквитной массы.

Мастерство заключается в соразмерности выпуклости белейшего материала — фарфора, тонкое=прозрачно=светлое и толстое=совершенно непрозрачно=тёмное. Это старинная форма художественных изделий, запатентованная в 1827 году, название происходит от греческого LITHOS — камень и PHANOS — прозрачный, тонкий, неглазурованный фарфор, также известный, как бисквитный фарфор.

Литофании создаются мастерами-художниками вручную. Полюбуйтесь и вы, читатели этого журнала, замечательными ремесленными произведениями искусства 19 века!

2.
Литофанические шедевры из музея керамики: фарфор + светотень в Дюссельдорфе

Если без подсветки — просто белые пластинки.

3.

Литофанные абажуры.

4.

5.

И фонари с «галантными» сюжетами.

6.

7.

«Чайниковая печка» — романтично.

8.

И очень объёмно!

9.

Эти пластинки вывешивали на окна — два-в-одном: занавески и «витражные» картины.

10.

Мотивы, помимо красивых дев — природа и архитектура. Везувий.

11.

И много религиозных мотивов.

12.

И дев))))

13.

Изнанка «девы»

14.

Фарфор нежно раскрашивали, получались цветные картинки, но это уже несколько в направлении «кич»…

15.

16.

А у этой крестьянки головной убор чудо как хорош!

17.

18.

19.

20.

21.

Здесь изображена молящаяся горожанка из Дюссельдорфа, с молитвенником и в очень красивой одежде на фоне недостроенного Кёльнского собора.

22.

23.

24.

Фауст и его Гретхен. Без Мефистофеля не обошлось и тут.

25.

26.

Вот это произведение мне больше всего понравилось — сколько тонких деталей!

27.

Детали!!! Складки, тени, паркет, бусы на нём, туфельки и их отражение в зеркале!

28.

Красавица какая!.. Хочется разглядеть и узнать подробности, кто такая?

29.

Дама эта, немецкая певица Вильгельмина Генриетта Фридерика Мари Шрёдер-Девриент (Wilhelmine Henriette Friederike Marie Schröder-Devrient), одета в «домино», длинный плащ-накидку с большим капюшоном, в прошлом — чёрный плащ-мантия монахов доминиканского ордена.


Словарь искусств про него рассказывает так:
«ДОМИНО́ (франц. от итал. domino из лат. dominus — «господин, отец») — в Средневековье — длинный зимний плащ с капюшоном у католических монахов, к которым обращались по-латински: «dominus!» Позднее, по ассоциации с закрывающим лицо маскарадным костюмом, так стали называть плащи, накидки, а затем и пёстрый костюм из разноцветных лоскутов материи, в котором появлялся на сцене Арлекин, персонаж итальянской Коммедиа дель Арте.

Вот что о красавице (революционерке!) рассказывает музыкальный справочник:
«Шрёдер-Девриент, Вильгельмина, знаменитая оперная певица, род. 1804 в Гамбурге, ум. 1860 в Кобурге, дочь баритона Фридриха Шрёдера и знаменитой актрисы Софьи Ш.; выросла так сказать на сцене, на которой выступала сперва в детских ролях, а затем до 17-ти лет в кач. драмат. актрисы. Пению она училась у Моцатти в Вене, где ее мать имела ангажемент в придв. театре. 1821 Ш. появилась в Вене в кач. певицы (в роли Памины), гастролировала в том же году в Праге и Дрездене и сразу сделалась одной из известнейших певиц Европы, когда в 1822 создала с неожиданным эффектом партию Фиделио. 1823 она получила ангажемент в Дрезден, где пела до 1847, когда совсем покинула сцену. Еще в 1823 Ш. вышла замуж за актера Карла Девриента; однако брак этот был расторгнут уже в 1828. Позднее она была еще два раза замужем: 1847 вышла за ф. Дёринга (развелась 1848), а 1850 за лифляндского барона ф. Бока, За участие в майском восстании 1849 она была выслана из Дрездена; русское правительство также запретило ей въезд в Россию; впрочем запрещение это позднее было снято и она пела в СПБ».


А рядом — Кайзер Вильгельм на коне летит…

30.

А вот так — без подсветки если смотреть.

31.

32.

Подсветила фонариком:

33.

Вот такую редкую прелесть — до января 2013 года (это временная экспозиция) показывают в музее кино Дюссельдорфа!..

Вчера услышала от сотрудницы музейной кассы, что фотографировать они не разрешают. Надо же, а я целую фотоэкскурсию смогла создать, не «засветившись»:-)

Об авторе Татьяна*Schön

автор журнал про Про*Дюссельдорф.
Запись опубликована в рубрике Дюссельдорфский альбом, МUSE(й)UMно, Приятно, Умно+Мысли+Книги с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Литофанические шедевры из музея керамики: фарфор + светотень в Дюссельдорфе

  1. Ольга говорит:

    Татьяна, да, очень жаль, что нам не удалось подивиться на такую оригинальную красоту((

    • Татьяна*Schön говорит:

      Ольга, жаль, конечно, тем более, что вы были буквально «в двух шагах от»…
      Знаете, иногда приходится что-то пропускать и сожалеть, но ведь (сейчас начну утешать!))) вы многое другое увидели, а тут я вас проинформировала, и теперь если вы где-нибудь про литофанию услышите, у вас будет особый интерес, и вы не пропустите!

  2. Одна пара (; говорит:

    Татьяна, большое спасибо, что зама… отправили нас на эту потрясающую выставку и в музей :) Творчество такого рода вызывает удивление и восхищение перед мастерством исполнения и оригинальностью идеи даже в нашем веке.
    Сам музей керамики тоже заслуживает всяческих похвал и уважения: огромное количество экспонатов, собранных со всего мира, созданных самыми разными цивилизациями, заставляет задуматься. Очень интересно было сравнить творчество разных народов и культур не глобально, а на примере одного вида ремесла. Музей рекомендуется к посещению однозначно!

    Ждём новых приключений и поводов поразмыслить!
    С уважением Катя и Мирослав

    • Татьяна*Schön говорит:

      Катя+Мирослав, мне очень приятно знать, что мои рекомендации находят положительный отклик. Это вдохновляет, конечно, на новые «заманчивые» темы и обзоры :-)
      Будем продолжать в том же духе: наблюдать, исследуя и размышляя. И, главное: не переставая удивляться!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>