Музей Kunst Palast — Дворец искусства Дюссельдорфа

Музей KunstPalast — Дворец искусства — был основан еще в XVII столетии как художественный музей Дюссельдорфа на пожертвования зажиточных горожан, а также правителя герцога Иоганна Вильгельма II и его супруги Анны Марии Луизы Медичи.

Свой нынешний облик музей обрел к 1926 году — здание Ehrenhof по проекту архитектора Вильгельма Крайса, в котором расположился музей, построено в 1926 году — к выставке ГеЗоЛяй, GeSoLei. Название — аббревиатура её главных тем: здоровье, социальное обеспечение и физическая подготовка. Выставка, на которой побывало около 7,5 миллионов (!) посетителей, продолжалась почти 5 месяцев. Художественным руководителем архитектурного проекта был Вильгельм Крайс (Kreis), создавший комплекс из четырех зданий для долгосрочного использования.

В этих зданиях (стиль — кипричный экспрессионизм) после окончания выставки GeSoLei разместились Художественный музей (ныне Музей KunstPalast, Дворец исскуства) и Национальный музей общества и экономики (сегодня выставочный зал NRW-Forum), планетарий (в настоящее время концертный зал Tonhalle), и только у ресторана «Райнтеррасе» до сих пор сохранили первоначальное предназначение.

На почтовой открытке того времени — новый тогда комплекс Еренхоф со зданием планетария
(ныне концертный зал Тонхалле).

Музей KunstPalast – Дворец искусства – художественный музей Дюссельдорфа

Сейчас и до 7 августа 2011 года там проводится ретроспектива творчества
Йохана Торна Приккера (Prikker).

Музей KunstPalast – Дворец искусства – художественный музей Дюссельдорфа

Это его работа — высокие витражные окна в фойе музея. Витраж огромен, состоит из 35 частей, воссоздающих работу 1926 года в контексте здания для масштабной выставки того времени GeSoLei.

Музей KunstPalast – Дворец искусства – художественный музей Дюссельдорфа

Окна в фойе были классифицированы в 1937 году нацистами как «дегенеративное искусство» и частично уничтожены (не всё успели, к счастью), некоторые «прикрытые» от нацистов окна погибли в 1943 году во время бомбардировок, в пятидесятых их заменили простыми окнами из бесцветного стекла и восстановили в ходе реконструкции музея только в 1984 году…

Музей KunstPalast – Дворец искусства – художественный музей Дюссельдорфа

Уже в 2005 году — после первой основательной реконструкции — музей ошеломил публику 21 века новаторской концепцией, ломающей все границы традиционного музейного дела, тогда работы с разным культурно-историческим контекстом экспонировались «в диалоге друг с другом». Здесь у нас есть, например, «Экспрессионизм и средневековье». Тогда, шесть лет назад дизайнеры музея попробовали сопоставить средневековую скульптуру, живопись и керамику с произведениями экспрессионистов, раскрывая, как искания духовности и мистицизма по форме и содержанию объединяют кардинально разные эпохи. Было интересно… Сотрудники очень современно подходят к музейному делу, и оригинально рекламируют его.

Музей KunstPalast – Дворец искусства – художественный музей Дюссельдорфа

А 7 мая 2011, после двухлетнего перерыва открыли обновленный уже музей, теперь есть возможность увидеть более 450 «художеств» от Средневековья до наших дней в новой экспозиции, иллюстрирующей разноплановость коллекции Museum Kunstpalast. Общая площадь музея — 5.500 м2, директор музея зарекомендовавший себя на международном уровне Бит Висмер. После двух лет реконструкции в оборудованных современной техникой помещениях разместилась коллекция (некоторая часть в запасниках) из более чем 100.000 картин, скульптур, рисунков, графики, фотографии, экспонаты декоративно-прикладного искусства и стеклянных изделий.

Музей KunstPalast – Дворец искусства – художественный музей Дюссельдорфа

В центре музея — зал Рубенса, имитирующий представительскую галерею Иоганна Вильгельма II (Яна Веллема).

Гордость коллекции — два полотна Рубенса “Успение Пресвятой Богородицы” (на фото) и “Венера и Адонис”.

Используемое в этом зале расположение картин по жанрам — пейзажи, натюрморты и портреты отдельно — на рубеже XVII-XVIII веков считалось весьма модным.

Музей KunstPalast – Дворец искусства – художественный музей Дюссельдорфа

Фрагмент работы Габриэля де Групелло (Grupello) из коллекции курфюрста Иоганна Вильгельма и его жены Анны-Марии Луизы де Медичи.

В музее собраны работы учеников и преподавателей Академии художеств Дюссельдорфа, которая с момента своего основания и благодаря своим первым директорам Петеру фон Корнелиусу и Вильгельму фон Шадову (Schadow), поставившими задачу прославить академию художеств на весь мир сделать её международным центром развития искусства.

В первые годы упор делался на искусство школы «назарейцев«, позднее академия стала задавать тон в дальнейшем развитии исторического жанра и пейзажа.

 

 

По соседству располагается экспозиция искусства ХХ века и наших дней, в том числе и современный дизайн.

Музей KunstPalast – Дворец искусства – художественный музей Дюссельдорфа

Коллекция включает в себя пять разделов (На самом деле это, можно даже сказать, пять музеев под одной крышей, здесь собраны произведения искусства и объекты от античности до наших дней, включaя новые медиа и дизайн):

галерея живописи с акцентом на итальянскую, фламандскую, голландскую (16-18 века) и немецкую живопись от романтизма до импрессионизма, особенно дюссельдорфской школы — около 3.000 экспонатов,

скульптуры и прикладного искусства — 11.000 работ, oсобенно хорошо представлены скульптуры из позднего средневековья,

современного искусства — около 3.500 работ таких художников, как Герхард Рихтер, Хайнц Мак, Фердинанд Кривет (Kriwet), Гюнтер Юккер (Günter Uecker),

графическая коллекция 15-21 веков — рисунки в стиле барокко, экспрессионизма и фотографии (около 80.000 работ) и

Музей стекла (смотрите по ссылке, про него я уже — и не раз — с восторгом рассказывала).

Музей KunstPalast – Дворец искусства – художественный музей Дюссельдорфа

 

А это — зеркальная инсталляция Лютера, 80-е годы 20-го века.

Музей KunstPalast – Дворец искусства – художественный музей Дюссельдорфа


О творчестве художника, обращавшегося к теме оптических обманов.

Немецкий художник Адольф Лютер (Adolf Luther, 1912-1990) посвятил свое творчество исследованию оптических феноменов. Свет — вот главная тема его работ. В его «световых» инсталляциях тень постоянно играет со светом, стекло и зеркало — с пространством.

В Москве на Винзаводе устраивали в 2010 году «Город XS. Оптическая инсталляция по мотивам творчества А. Лютера». Этот текст — размноженный в интернете — единственная информация о творчестве Лютера на русском языке:

«…галерея «Ателье № 2» на «Винзаводе» наполнилась энергией мегаполиса: Winston XS перешагнул границы реальности в XSтраординарном мультимедийном проекте художника и продюсера Павла Каплевича. Город-лабиринт…блистал обилием зеркал, стекла, света и цвета. Пространство и время на один вечер потеряли значение, растворившись в таинственном свете городских огней… В проекте «Город XS» Каплевич соединил два явления — современный мегаполис и оптическое искусство (иначе — оп-арт).
…Фантазия Павла Каплевича на тему большого города подарила новый смысл и новую жизнь революционным открытиям оп-арта и одного из главных его идеологов — художника А. Лютера. Стараниями А. Лютера, ныне признанного классика немецкого модернизма, искусство зрительных иллюзий приобрело массовый масштаб и стало составной частью таких мировых архитектурных шедевров, как Тонхалле в Дюссельдорфе или Гёте-институт в Риме. Прошло всего несколько десятков лет, и оп-арт уже стал международным художественным явлением, без труда покорил сердца миллионов зрителей, подружился с архитектурой, рекламой и светодизайном».


Надо бы отдельно отметить сам акт коллекционирования и, как следствие, истоки собрания музея. Коллекционирование как привилегия дворцов и их родовитых обитателей вызвала параллельное стремление зажиточных граждан добиться определенного статуса через собирание предметов искусства. И привилегия и стремление добиться статуса пошли на пользу городу — у нас есть замечательный музей!


Адрес:
Музей Kunst Palast, Ehrenhof 4-5

Время работы:
музей открыт со вторника по воскресенье с 11 до 18 часов (по четвергам с 11 до 21).

Об авторе Татьяна*Schön

автор журнал про Про*Дюссельдорф.
Запись опубликована в рубрике 1, МUSE(й)UMно, ПроDÜссельдорф, Умно+Мысли+Книги с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>