Оловянная битва (1288), оловянная сказка (1838) и оловянная же мульт-любовь (1976)

«Было когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери — старой оловянной ложке, ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир — ну, прелесть что за солдаты! Первые слова, которые они услышали, когда открыли их домик-коробку, были: «Ах, оловянные солдатики!» Это закричал, хлопая в ладоши, маленький мальчик, которому подарили оловянных солдатиков в день его рождения. И он сейчас же принялся расставлять их на столе. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой. Его отливали последним, и олова немножко не хватило…»
1838, Андерсен
(в датском оригинале: Den standhaftige Tinsoldat)

Источник: www.skazka.com.ru

Первые оловянные солдатики появились в Германии в 18 веке и почти сразу же коллекционирование солдатиков стало массовым увлечением. Именно оловянных объёмных солдатиков, раскрашенных вручную, и собирают коллекционеры. Это не игрушка, а историческая оловянная миниатюра.

Я вчера была в музее в замке Шлосс Бург, где в олове отлита и скромно стоит битва 1288 года. Реально там было 10.000 участников с двух сторон. 6.000 человек за 10 часов было переплавлено полегло.

Из истории Дюссельдорфа - битва 1288 - часть экскурсии в бергский замок Шлосс Бург

Войска были «неигрушечными»! Они стали такими 700 лет спустя.

Из истории Дюссельдорфа - битва 1288 - часть экскурсии в бергский замок Шлосс Бург

Вот такая битва-баталия
(слово «баталия» появилось в русском языке в XVII веке, в Петровскую эпоху — заимствовано из польского, немецкого или французского языков и восходит к латинскому battualia от battere – «бить»).

Бьются. Оловянное оружие блестит. Оловянные, заметим, знамёна развеваются.

Из истории Дюссельдорфа - битва 1288 - часть экскурсии в бергский замок Шлосс Бург

И доспехи рыцарей, и их гербы, и попоны их коней — всё как надо!

Из истории Дюссельдорфа - битва 1288 - часть экскурсии в бергский замок Шлосс Бург

Из истории Дюссельдорфа - битва 1288 - часть экскурсии в бергский замок Шлосс Бург

Это оловянные дюссельдорфцы! Крестьяне среди пехотинцев — посмотрите, часть из них в колпаках и в чепцах, а вместо пик у них — булавки дубинки.

Из истории Дюссельдорфа - битва 1288 - часть экскурсии в бергский замок Шлосс Бург

То, что искусно сделанные фигурки, кажущиеся объёмными, на самом деле — довольно плоские (барельефные), видно на последнем снимке.

Из истории Дюссельдорфа - битва 1288 - часть экскурсии в бергский замок Шлосс Бург

Вот такая оловянная дюссельдорфская история, про то, как
крестьяне стали сначала воинами, а потом горожанами.


Сказку Андерсена о стойком оловянном солдатике помните, да?.. Солдатик, с которым случилась пылкая любовь, сделан был из оловянной ложки. «У старой оловянной ложки было двадцать пять сыновей»? У меня ложек таких — много есть. Как отлить оловянных солдатиков, по какой ювалирной технологии?.. А какой пользовался сказочный мастер?..

Принцы и короли играли солдатиками из драгоценных металлов (и, к примеру, в 1610 году Людовик XIII получил в подарок 300 серебряных фигурок работы немецкого ювелира). Олово применялось для игрушек попроще. Столетиями посуда и столовые приборы из олова служили большинству населения Европы. Но в конце XVIII века появилась дешёвая фаянсовая посуда, более изящная и гигиеничная. Многие литейщики, лишившись массовых заказов, переключались на производство оловянной миниатюры: во многих германских городах стали возникать «фабрики оловянных фигур». Оловянная миниатюра постепенно стала высоким искусством и предметом «пламенной любви» не только мальчиков, но и мужей — коллекционеров.

А ведь массово такую продукцию теперь не производят. Процесс изготовления оловянных фигурок — это процесс очень творческий, и каждый художник ищет свои средства для достижения наиболее убедительного результата. Поэтому все фигурки (и солдатики) у разных мастеров разные, и поэтому они так интересны коллекционерам. Это сродни коллекционированию картин.

Олово «боится» стужи. Одна страшная страница истории олова связана с Антарктидой. В 1912 году погибла отправившаяся на штурм Южного полюса экспедиция Скотта. Люди в экспедиции остались без горючего, поскольку керосин вытек из разрушившихся по неизвестной причине жестяных баков. Оказалось, что олово паяных швов превратилось в серый порошок – его поразила «оловянная чума». Полиморфное превращение «белого олова» в «серое» было известно давно – на складах многих армий, бывало, не досчитывались то пуговиц на шинелях, то котелков. Однако далеко не сразу разобрались, что развивается это явление только в условиях низких температур – быстрее всего процесс идет при –33оС. Причем, если пораженные вещи соседствуют с целыми, происходит заражение «здорового» металла, прямо как при настоящей «человеческой» чуме. «Оловянная чума» погубила многие ценнейшие коллекции солдатиков. Например, в запасниках питерского музея Александра Суворова превратились в труху десятки фигурок – в подвале, где они хранились, лопнули зимой батареи отопления.

А вот история одной горячей оловянной любви из нашего прекрасного мульт-детства. С 10-ой минуты герой попадает в серое средневековье и небоскрёбы города того — такой интересный фон!..

Грустная история о любви бесстрашного инвалида
с горячим сердцем и тонкой бумажной балерины…
© Союзмультфильм, 1976 год.  Режиссёр: Лев Мильчин.


Как сделать оловянного солдатика самостоятельно? Инструкция.

Понадобятся такие штуки

— специальная формочка;
— небольшой ковшик;
— краски для росписи;
— грунтовка;
— оловянная ложка.

1

Положите металл в ковшик и разогрейте его до жидкого состояния. Олово начинает плавиться при температуре 240 градусов, поэтому лучше всего использовать специальную печку для плавки металлов.

2

Залейте расплавленный металл в специальную форму и закройте её. Дайте металлу остыть – это займет некоторое время от трех минут и более.

3

Раскройте формочку и достаньте отливку. Теперь её необходимо подготовить к дальнейшей росписи.

4

Осмотрите получившуюся фигурку и подкорректируйте ее. Лишние детали аккуратно отрежьте, плохо вылитые – подпилите или подпаяйте. После того как все детали будут четко видны и подготовка закончится, приходит время для росписи.

5

Обезжирьте фигурку и покройте ее грунтом – это нужно для того, чтобы краска не слетела с готового изделия. Вымойте выбранные модельки в растворе жидкости для мытья посуды — она хорошо обезжиривает, что значительно облегчит грунтовку.Подберите нужные для вас цвета красок. Лучше всего использовать акриловые и темперные краски.

6

Аккуратно при помощи кисточек нанесите цвета на детали фигурки. Для того чтобы нанести более мелкие детали, такие как глаза, губы или пуговицы, на солдатский мундир, воспользуйтесь зубочисткой или обычной иголкой. При нанесении красок следите, чтобы они не смешивались. Раскрасив одну деталь, дайте время ей полностью высохнуть и только после этого продолжайте раскрашивать остальные детали и наносить краски поверху.

Сложнее всего нарисовать лицо солдатика, для этого возьмите жидкую красно-коричневую краску и залейте ей лицо фигурки так, чтобы краска покрыла все детали и выявила черты лица. На выступающие части нанесите более светлую краску и аккуратно растушуйте переходы. Белки глаз лучше не выделять вовсе, ведь воины часто щурятся от ветра, пыли и блеска клинков, да и смотрятся крашеные белки по-кукольному. Зрачки выделите иголкой с черной краской на кончике.

7

Удаляйте излишки красок при помощи салфетки. Делать это нужно очень осторожно, иначе можно ее размазать по всей фигурке. Чтобы краска ложилась ровным слоем и не стекала, окуните кисточку в банку с нужным вам цветом, вытащите ее, протрите о край банки и подождите минуты две для того, чтобы излишки стекли обратно.

8

Оставьте готовую фигурку без движения на несколько дней с целью ее полного высыхания. Через некоторое время оловянного солдатика можно подарить ребенку. При желании после росписи готового оловянного солдатика можно покрыть лаком.

Инструкция эта оттуда:)

Об авторе Татьяна*Schön

автор журнал про Про*Дюссельдорф.
Запись опубликована в рубрике МUSE(й)UMно, Окрестности, ПроDÜссельдорф, Умно+Мысли+Книги с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Оловянная битва (1288), оловянная сказка (1838) и оловянная же мульт-любовь (1976)

  1. Татьяна*Schön говорит:

    Технология.
    Сначала делается эскиз, далее рисунок переносится на сланцевые (шиферные) пластины, в которых гравер вырезает форму, затем фигурку отливают. Для этого берут 2/3 свинца и 1/3 олова. Иногда добавляют 5-10 % висмута, он сообщает металлу лучшую текучесть.
    История производства.
    Родоначальником оловянной военной миниатюры считают Иоганна Готфрида Хильперта, сына мастера оловянных дел из Кобурга. Собственное дело Хильперт начал в Нюрнберге, и к 70-м годам XVIII века наладил массовое производство плоских фигурок из олова. Вначале это были театральные герои, домашние животные, но вскоре ведущее место заняли миниатюрные копии немецких солдат. Это была дань народной памяти о замечательных победах армии Фридриха Великого.
    Из Нюрнберга производство оловянной миниатюры распространилось на Берлин, Лейпциг и другие города, и к середине XIX века Германия уже экспортировала своих оловянных солдатиков в большинство стран Европы и Америки. В 1839 году в Нюрнберге начинает работать Эрнст Хайнрихссен — основатель одной из самых известных фирм, производящих солдатиков. Он произвел настоящую революцию в «отрасли». Ему принадлежит гениальная идея заключить договор-конвенцию с коллегами-конкурентами о единых размерах фигурок: пеший солдат — 32 мм; конный — 44 мм., не считая головных уборов. Этот вид фигурок с тех пор стал называться «нюрнбергский».
    Именно таким был знаменитый оловянный солдатик из сказки Г.Х.Андерсена!.. Коллекция Ганса Христиана Андерсена, который увековечил оловянного солдатика в литературе, насчитывала 30000 экземпляров. Более 1500 солдатиков было у Черчилля. Кто только не играл в детстве в солдатиков! Имели свои коллекциии Суворов и Наполеон, Кутузов и Франс, Гёте, Конан Дойль, Стивенсон.
    Начиная с XVIII веке в России оловянные солдатики жили в каждой дворянской семье, где подрастал наследник. И игра в солдатики была так же естественна, как и умение ездить на лошади.

    Оловянную миниатюру изготавливали во многих странах, но именно процесс широкого и культурного коллекционирования начинается с немецкой фирмы «Гейнрихсен», которая была основана в 1839 году в городе Нюрнберге. Этих солдатиков так и называют «нюренбергские». Фирма «Гейнрихсен» выставила своих солдатиков на Всемирной выставке 1882 года и получила за них золотую медаль. С этого момента и начинаются все великие коллекции.
    «Меккой» всех коллекционеров считается музей в Кульмбахе, чье собрание насчитывает сотни тысяч фигур, в Германии же находится музей солдатиков в Госларе.
    Более 60.000 солдатиков всех времён и народов хранятся в Музее Армии в Париже. В 2007 году открыт музей оловянных солдатиков в Валенсии, в его основе частная коллекции, он насчитывает около 70000 экспонатов.
    В России крупные коллекции оловянных солдатиков сосредоточены в петербургских музеях — Эрмитаже, Музее А.В. Суворова. В них представлены, ценнейшие фигурки второй половины XIX — начала XX века, работы ведущих европейских граверов, таких, как Людвиг Франк, Сикстус Майер, Алоис Охель, Иоханнес Фрауендорф.

  2. Татьяна*Schön говорит:

    Я буду рада откликам на эту тему, которая меня отчего-то очень занимает.

    Записываю данные из «Википедии», интересно об исторической оловянной миниатюре:
    «Для сына императора Наполеона сделали солдатиков из золота. Этот набор из 117 фигурок сохранился до сих пор; он считается самой дорогой игрушкой в мире — коллекция состояла первоначально из 120 фигур, имитирующих корсиканских добровольцев, прославившихся в 1800 году в битве при Маренго. Королева Гортензия хранила их до 1821 года. Затем они были перекрашены в соответствии с расцветкой формы солдат австрийской армии, и собрание попало в Вену, откуда в 1832-м было возвращено во Францию.

    Российский император Пётр I был неравнодушен к этому увлечению: в его распоряжении находилась большая коллекция миниатюрной артиллерии с оловянными артиллеристами.
    Хорошо известна коллекция солдатиков российского императора Петра III. В ней были не только простые фигурки из дерева, воска, свинца, но даже из ваты, закреплённой сахарной пудрой, кроме этого в его коллекцию входили механические фигурки саксонской работы. Император имел специальный кабинет, на полках которого стояло множество солдатиков, а на столе — игрушечная фортеция, где он разыгрывал сражения, изучал военное дело.
    У императора Павла I солдатики были импортные, а стреляющие пушки и модели военных кораблей для него делали русские мастера (история сохранила имя одного — К.В. Данилова — автора знаменитой игрушечной Павловской батареи).
    Большими поклонниками солдатиков были великие князья Николай Павлович (будущий император Николай I) и его брат Михаил. В 1854 году император Николай I заказал Вильгельму Хайнрихссену — сыну основателя известной нюрнбергской фирмы — изготовление фигур солдат российской императорской гвардии. Серия фигур высотой 60 мм. включала изображения гвардейских кирасир, гусар, конногренадер, драгун, казаков, конной артиллерии и гвардейской пехоты. Некоторые солдатики, например конная артиллерия и драгуны, в целях экономии повторялись и отличались лишь росписью. Весь заказ оценивался в 15 000 гульденов.

    Оловянный солдатик в современном виде появился около 1730 г. в Германии и были вдохновлены регулярной армией Фридриха Великого. В 1819 году берлинский гравёр Густав Зальке открывает фабрику и изготавливает для короля плоские фигурки солдат всех родов войск прусской армии. B начале XIX века уже не только в Нюрнберге и Аугсбурге, но и в Берлине, Потсдаме, Лейпциге, Фрайбурге, Майсене, Дрездене и других германских городах стали возникать «фабрики оловянных фигур».
    Эрнст Хайнрихссен, предложивший выпускать оловянные фигурки одинакового размера (для пеших 32 мм и 44 для конных, не учитывая головного убора) — так появился стандарт размеров.
    «Золотым веком» исторической оловянной миниатюры стала вторая половина XIX столетия. В 1893 г. Вильям Бритейн революционизировал производство солдатиков использованием полых форм, в результате чего солдатики стали более легкими и дешёвыми.

    Игра в солдатики была популяризирована известным писателем-фантастом Г. Д. Уэллсом в 1913 г. в книге Маленькие войны (Little Wars). Будучи пацифистом, он надеялся, что наигравшись в солдатиков, будущие дети не будут столь охотно участвовать в настоящих войнах».

  3. Антон говорит:

    Очень всё душевно. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>