Техника в изобразительном искусстве, используемая скульптором Бертом Герресхаймом

Берт ГерресхаймНа выставке Берта Герресхайма, рассматривая его графику, подумала: «Как это делается?» В аннотации было обозначено: карандаш, техника «фроттаж». Что такое? Слово это происходит от французского глагола frotter, что переводится как «тереть» (кстати, так — фротте — называют в Германии «махровую» ткань).

Наверное, каждый ребёнок знаком с этой техникой. Помнится, и я в детстве была художницей «запросто переводила» на лист бумаги отпечатки монет и всех других рельефных поверхностей — экспериментировала.

А вот что знает «каждая мать» — рассказано толкового в «женской энциклопедии«:

Авторство техники фроттаж приписывают немецкому сюрреалисту Максу Эрнсту, он создавал большое количество своих работ методом фроттажа. Техника была разработана художником в 1925 году. Эрнста вдохновил древний деревянный пол, который он пожелал сделать частью своего произведения. Он взял лист бумаги и перевел зернистую поверхность пола на бумагу путем трения карандаша. Так и родился фроттаж.

Художник берет карандаш (простой или цветной) или любой другой мягкий материал (уголь, сангину, восковые мелки, пастель и пр.) и закрашивает бумагу. При этом, под бумагой должна находиться какая-то ребристая поверхность. В результате на поверхности бумаге проявляется как бы «слепок» рельефа. Лучше всего получается рисунок, если закрашивать бумагу ребром грифеля, его плоской стороной.

Методом фроттажа можно получить точную копию рельефной поверхности. Например, таким способом художники-реставраторы получают «слепки» старинных ваз, посуды, монет, анализируют таким образом старинные объекты (в профессиональной среде их называют «кроки»). А затем переносят полученные «слепки» на ватман, составляя точные обмеры старинных музейных экспонатов.

Вариантом фроттажа можно назвать технику, при которой рифленая поверхность переносится на бумагу не грифелем карандаша, а продавливанием пальцами с помощью измельченного в пудру грифеля. Либо с помощью краски: руки или губка «пачкаются» в краске и на бумаге выдавливается рисунок.

Об авторе Татьяна*Schön

автор журнал про Про*Дюссельдорф.
Запись опубликована в рубрике МUSE(й)UMно с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>