Открытие выставки «Voyage» на лестнице Института Гейнриха Гейне

Институт Генриха Гейне и Ассоциация художников Дюссельдорфа приглашают на открытие новой выставки под названием «Вояж».

Я посмотрела на эту выставку  13 декабря, в 215-ый день рождения Гейне. В «институте», расположенном в бюргерском доме в районе Карлштадт — несколько залов, каждый из которых рассмартивает один из пунктов биографии великого уроженца

Дюссельдорфа. Вот портрет матери поэта и её письмо сыну.

В зале Лорелеи романтично звучит музыка — песно о Лорелее на слова Генриха Гейне.

В «Путеводителе» Готтшалька немало сказано о древнем соборе и знаменитом императорском троне в Госларе. Однако, когда я пожелал осмотреть то и другое, мне сообщили: собор снесён, а императорский трон отправлен в Берлин. Мы живем в знаменательную эпоху: тысячелетние соборы сносят, а императорские троны сваливают в чулан.

Горы стояли в белых ночных одеждах, ели отряхивались, пробуждаясь от сна, свежий утренний ветер завивал пряди их длинных зеленых волос, птички пели утреннюю молитву, луг в долине сверкал, словно осыпанный алмазами золотой покров, и пастух ступал по нему за своим стадом, позванивающим колокольчиками. Может быть, я и заблудился. Вечно выбираешь окольные пути и тропинки, воображая, что так скорее достигнешь цели. Как в жизни, так бывает и на Гарце.

Генрих Гейне, Reisebilder

Всё-таки, Гейне очень серьёзен, остроумен и лиричен одновременно, он умел создавать волшебные картины!  А эти «Путевые картины» (Reisebilder) Гейне вдохновили дюссельдорфских художников во многих отношениях: поощрение преодоления границ, любопытство к новым путям … 

Нужно только взяться за «путеводную нить» повествования и следовать вперёд, не боясь выбирать окольные пути и тропинки. А уж лестниц совсем бояться не надо (:-). Лестница же символически является транзитной «зоной», которая соединяет различные уровни вместе, подумали устроители… И устроили выставку на лестнице. Посмотрим-посмотрим!

А пока — ещё немного сказочной поэзии Гейне из «Reisebilder»:

За шатром зелёной ели скрылся месяц и поблёк,
И, мигая, в нашей лампе догорает фитилёк.
Но сияют ярче звезды голубых огромных глаз,
Ярче рдеет губ румянец, продолжается рассказ.

«Крошки-гномы хлеб и сало, всё воруют, хоть умри!
Что от ужина осталось, всё исчезнет до зари.
Иль нарочно снимут сливки, не закроют чугунка,
И тогда уж кошка выпьет весь остаток молока.

А ведь кошка наша — ведьма: в дождь и в бурю к духам гор
Ходит ночью к старой башне, где у них бывает сбор.
Говорят, был шумный прежде и весёлый замок там.
К танцам факельным съезжалось много рыцарей и дам.

Но над замком злая фея злые молвила слова.
И бурьян в обломках вырос, и гнездится там сова.
Но от тёти, от покойной, я слыхала много раз:
Если знаешь место, слово. Знаешь ночь и знаешь час.

Замок встанет из обломков, только слово то скажи,
И опять сойдутся к танцам дамы, рыцари, пажи.

Генрих Гейне, Reisebilder
(Перевод В. Зоргенфрея)

Кажется, что последние строчки навеяны рассматриванием руин Дюссельдорфского замка — рассказывают, что юный Генрих засиживался допоздна во дворе художественной галереи напротив развалин замка и видел там тень-приведение несчастной Якобы

Об авторе Татьяна*Schön

автор журнал про Про*Дюссельдорф.
Запись опубликована в рубрике МUSE(й)UMно, ПроDÜссельдорф, Умно+Мысли+Книги. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>