Собор Святого Виктора в Ксантене.

Интерьер собора, построенного в Средневековье, замечателен! Посмотрите…


Алтари-складни
: главный — с позолоченными ковчегом с мощами святого Виктора и реликвариями-бюстами святых (характерный для немецкого средневековья) и многочисленные резные алтари. Некоторые ярко раскрашены, по ним становится понятнее, почему позднеготическое искусство часто называют «стилем пламенеющей готики«. С XIV века на Рейне появляются деревянные резные алтари, сыгравшие важную роль в немецком искусстве XV века и первых десятилетий XVI столетия. Обильно раскрашенные и позолоченные — они очень эффектны. Жесты, мимика и осанка фигур полны достоинства.

Типичные формы готического зодчества были перенесены на обрамление композиций. Орнаментация и здесь состояла из собственно архитектурных форм, а также из стилизованных лиственных мотивов, из человеческих или животных фигур (которые нередко были умышленно представлены в фантастическом, юмористическом или сатирическом виде).

Алтарь Марии
Проект этого произведения выполнен известным нижнерейнским мастером-скульптором, резчиком по дереву и является одним из редчайших  резных створчатых  алтарей, сооружённых в германских католических церквях. Генрих Доуверман (умер в 1543), впервые упоминаемый в 1510 году, его сын Иоанн Доуверман и его ученики Генрих ван Хольт и Арнт ван Трихта — десять лет мастера коллективно работали над этим резным алтарём.

Именно в скульптурных произведениях этих мастеров в Клеве, Калькаре и Ксантене совершился переход от поздней готики к ренессансу.

Складень установлен на подставке, которая сама по себе – отдельное произведение искусства. Эту композицию называют Родословие Иисуса (Древом Иессеевым) и в ней изображаются предки Христа в витиеватых побегах гороха и репейника, за которыми можно разглядеть Иессея, Давида и Соломона (автор этого шедевра — сам Генрих Доуверман).

Ксантенский собор славится среди историков ещё и витражами второй половины XIII и конца XIV столетия; в особенности – «позднее» окно северной стены с прозрачными, составленными из кусков белого стекла фигурами святых на плотных красочных фонах.

 Очень реалистично — ренессансно!

Для украшения церковных и светских зданий той эпохи в Германии, как во Франции и Фландрии, служили дорогие ткани и вышивки. К великолепным образцам этого искусства принадлежит, например, покров аналоя XIV столетия, с его священными изображениями в обвитых цветами круглых и четырехлепестковых рамках (в соборе при свете свечей, да без разрешения фотографировать со вспышкой запечатлеть покров не было возможным, но знайте: он важен для искусствоведов!).

Обратите внимание на резные украшения сидений в алтарной части Ксантенского собора (1300, замечательны роскошными арабесками животного орнамента с человеческими лицами), гобелены и роскошный необычно украшенный резными фигурами и элементами канделябр!

А в самом центре собора — вот это распятие. Приглядитесь к кресту. Это распятие относят к категории «триумфального»…

Итак, обращаю ваше внимание на центральный алтарь и «триумфальное» распятие над ним, а также очень интересные современные произведения бронзовой пластики: подставка под Евангелие и стол для святых даров — ХХ век.

Автор:
Гернот Румрф
(Gernot Rumpf)
.

Амбо (подставка под Евангелие) оформлено в виде «улова» -рыболовных сетей и душ-рыб в них (с человеческими лицами и монашеской атрибутикой).

Ножки алтаря — затейливые виноградные лозы с сидящими
на них птицами, а также с зайцем, ежом, улиткой и прочей живностью.

Все эти фигуры — некие символы и, естественно, имеют историческое и религиозное значение.

 

На что ещё обратить внимание?

На колоннах главного нефа установлено 28 каменных скульптур XIV века.
Захоронение Святого Виктора – для этого надо спуститься под алтарь, в крипту.

Что учесть?

Доступ в собор бесплатный,
открыт с 10:00 до 18:00 в «летнее» время (с апреля по октябрь) и до 17 в «зимний» период (с ноября по март), по воскресным дням собор открыт только после 12:30. Богослужение по воскресеньям: в 9:30, 11:30 и 18:30, а также по католическим праздникам.

Об авторе Татьяна*Schön

автор журнал про Про*Дюссельдорф.
Запись опубликована в рубрике МUSE(й)UMно, Окрестности с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Собор Святого Виктора в Ксантене.

  1. Татьяна*Schön говорит:

    Пожалуйста! Хоть виртуально наверстаете упущенное.
    А за репейником и горохом, которые мы вчера в соборе детально «разобрали», увидеть фигуры очень сложно, так как мастера их прекрасно припрятали для самых внимательных.
    Считаю, что мастера-резчики того времени были настоящими затейниками!

  2. Анна говорит:

    Татьяна, спасибо за ссылку! Чрезвычайно интересно — как мастера превращали собор в произведение искусства. Среди репейников и гороха (которые вышли отменно:)) с трудом разглядела только Давида — надеюсь,
    это он, «самый юный из них…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>